Как правильно и быстро научить ребенка читать

Вашему малышу 3-4-5 лет. И уже хотелось бы, чтобы он начал читать.

При этом вас мучают сомнения: как ребенка правильно научить читать?

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Хорошо бы сделать этот процесс интересным и легким для всех — и взрослых, и самого ребенка.

Есть несколько способов обучения детей чтению. Можно отдать малыша в школу раннего развития, где дошкольников обучают чтению и занятия проходят в игровой форме. И, попутно с развитием памяти, внимания, мышления ребенка научат и чтению. Этот вариант хорош тем, что обучением будут заниматься профессионалы.

Но, на мой взгляд, в нем есть существенный недостаток. Формирование любого навыка предполагает необходимость его повторения не 2-3 раза в неделю, а 5-8 раз каждый день. В жизни ребенка за один день происходит так много интересного и нового, что занятия по часу -два, дважды-трижды в неделю могут оказаться малоэффективными. Кроме того, важно, чтобы развитие малыша происходило при активном участии именно родителей, как наиболее авторитетных для него людей.

Поэтому, предлагаю методику обучения чтению в домашних условиях. При ежедневном использовании этих игр для обучения чтению в любом их сочетании вы скоро убедитесь в том, что ребенок начинает самостоятельно читать. Пройдет совсем немного времени пока он станет удивлять окружающих красивым чтением.

В основе старого и испытанного метода обучения чтению лежит развитие фонематического слуха малыша.

Предлагаю прежде, чем научить ребенка читать слоги и складывать их в слова, научить его на слух различать звуки и их последовательность в слове.

Словесные игры как научить ребенка читать хороши тем, что не требуют никаких атрибутов, а поэтому в них можно играть где угодно, и не выделять для них специально отведенное время. Развитие фонематического слуха ребенка хорошо сочетается с развитием его речи. А наиболее удачный возраст для этого 2-3 года. Этот период специалисты называют сензетивным периодом. То есть периодом, когда психика ребенка наиболее восприимчива именно к обучению речи и фонематического слуха.

Когда малыш произносит упрощенные слова: вместо «собака» говорит «ав-ав», мы громко за ним повторяем: «Да, это собака. Она говорит «ав-ав». Гуляя с ребенком играем в прятки и произносим: «АУ!» Четко артикулируем звуки, и ребенок нам обязательно будет подражать — широко открывать рот и четко произносить «а-у». Потом, играя с куклой, произносим «у-а, у-а» Кто плачет? Как плачет кукла, младенец? Предлагая апельсин или арбуз, выделяем в слове звук «А» — «а-а-арбуз».

Таким образом, играя со звуками, сначала гласными, их легче выделить в словах и услышать, потому что можно пропеть, взрослые привлекают внимание ребенка к звуковой стороне речи. Малыш слышит одни и те же звуки в разных словах, сам начинает их выделять, петь. Его ушки улавливают уже не только слова целиком, а и звуки, составляющие их. В такие игры можно начинать играть с ребенком уже с 2-3 летнего возраста, то есть в период активного развития речи.

Эти игры – это своеобразные уроки обучения чтению.

Если ребенок уже научился слышать и называть звуки в начале слова, можно начинать играть в игру «Поймай звук».

«Ищите» определенный звук, и «поймав» его хлопайте в ладоши Сначала — гласные, потом согласные. Сначала в начале слова, потом в конце, затем уже и в середине . На следующем этапе можно посчитать сколько раз в слове «спрятался» звук.

Таким образом можно научить ребенка читать лучше и бегло.

Еще одна словесная игра «Кто больше придумает слов» — на определенный звук. Когда ребенку уже легко придумать слова с заданным звуком в начале слова, усложните правила, придумывайте слова со звуком в конце слова или в его середине. Можно, и на определенную тему, например, овощи, фрукты, цветы или деревья.

Когда вашему гению будет легко выделять звуки в начале и в конце слова, начинается игра «Цепочка слов» Каждое последующее слово начинается со звука, которым заканчивается предыдущее: А-а-арбуз-з-З- З-з-зайчик-К – К-к-ошка-а-А –А-а-абрикосс-с- и т.д.

«Высшим пилотажем» в развитии фонематического слуха ребенка и его подготовке к чтению будет так называемый звуковой анализ слова. Которому, кстати, много внимания уделяется в старших группах детского сада, и в первом классе школы. Предложите ребенку по очереди выделить голосом каждый звук слова : «С-с-с-А-а-а-а-Д-д-д-д» Сначала играйте со словами из трех звуков. Потом из четырех. Но, чтобы слоги были открытыми, т.е. согласная –гласная – согласная — гласная. «мама», «папа», «поле» и т.д.

Думаю, уже понятна логика этого способа обучения чтению. На добукварном этапе ребенок легко складывает из звуков слова. Понимает принцип их соединения. И если малышу, умеющему из звуков составлять слова, дать кубики с изображением букв, он очень легко запомнит их, как хорошо знакомых. Быстро, в процессе построения дорожки, арки или домика научится складывать и правильно читать не только слова, но и предложения.

Ведь дом состоит из квартир или комнат на этаже это буквы одного слова А этажей в доме может быть несколько – это слова одного предложения.

Не советую сначала давать алфавитное название букв «эЛ», «кА».- Иногда дети начинают читать правильно называя буквы и не могут сложить реальное слово : У них получается эЛ-А-эР-А». Слово «Лара» в нем действительно трудно распознать. Или читает Ры-Е-Кы-А. — Тоже уходит много времени пока он сможет понять, что к чему.

Поэтому, лучше использовать обучение чтению по слогам, то есть научить ребенка читать сразу слогами – по две буквы.

Еще один способ быстрого обучения чтению. Легко и как бы, мимоходом.

Напишите и развесьте на видном месте слоги со знакомыми буквами. И по два-три раза в день, мимоходом, по 10—20 секунд, предлагайте ребенку их прочесть. Он очень быстро просто запомнит их.

Теперь, добавляя новых букв, напишите слоги. Из уже знакомых. Пусть складывает как пазлы. Когда и этот этап будет пройден, усложните игру: напишите не открытые, а закрытые слоги, т.е которые начинаются с гласной: не МА, а АМ. Перемешайте карточки с открытыми и закрытыми слогами. Пусть малыш внимательно читает карточки.

Очень увлекает детей игра, если вы меняете местами одни и те же карточки и заменяете их тогда, когда ребенок этого не видит. Тогда все время сохраняется новизна игры, и она не надоедает. Ребенок учится быть внимательным.

Из двух слогов со знакомыми буквами как будто бы невзначай, складывайте слова. Тоже меняйте их местами. ЛАЗ -ЗАЛ, КО-НИ и КИ-НО.

Бывает, какую-то букву ребенок изо дня в день не может запомнить. — Одни буквы выучит за день, а иные – ну никак.

– Не настаивайте, отложите эту букву на потом. На этапе обучения чтению по слогам не торопитесь с увеличением количества букв, которые ребенок уже знает. Важнее, чтобы малышу стал понятен сам принцип сложения из букв слов. В его головке должен сложиться пазл, как из одних и тех же букв получаются разные слова.

Не нервничайте, если этот процесс затягивается во времени. Это взрослым, кажется, что все просто, а ребенку нужно время для того, чтобы понять, а точнее почувствовать, как происходит это соединение. Причем, каждому малышу свое время. У кого-то все получается автоматически, а кому-то нужно и больше попыток. – Отнеситесь к сыну или дочке с пониманием, терпением и вниманием.

И еще один момент. Каждый ребенок уникален. И каждому из них по-разному легче научиться хорошо читать.

Кому-то легче складывать отдельные буквы и потом уже «выдавать» все слово.

Кому-то можно предложить петь одну букву до тех пор, пока не назовет вторую. Таким образом, не забывается то, что прочитано сначала: «Р-р-р-рЫ-ы-ы-Б-б-б-А-а-а»

Кому-то из слогов сложно сложить все слово – все силки уходят на соединение слогов, и пока прочитаны слоги, предыдущие уже забылись.

А некоторые дети начинают читать сразу словами.

Дайте ребенку время. Играйте, соединяйте слоги, даже если они не соединяются в слова. Придумывайте, что означает это несуществующее слово. Привнесите в занятия элемент смеха и фантазии.

Если малыш называет букву, которой нет в этом слове, произнесите слово с этой буквой. Посмейтесь вместе — что это за рыба такая, если она рЫба, а рЕба.

На мой взгляд, самое худшее, что мы можем сделать при подготовке ребенка к школе – это отбить желание учиться. Если уже в 5-6 лет ребенок усвоит, что учеба – это трудно, нудно и долго, сложно будет его приучить к регулярным и серьезным занятиям.

И самое главное. 30-ти летний опыт работы с дошкольниками убедил меня в том, что обучение чтению – это далеко не главное, и уж точно не единственное, чему нужно учить ребенка перед школой. У нас в стране давно преодолена безграмотность. Все дети – лучше или хуже, быстрее или медленнее, но обучаются чтению.

 

А вот общий кругозор, самостоятельность многих первоклассников оказываются не на должном уровне. Самое главное, что нужно для учебы – это определенный уровень познавательной активности, любознательность и интерес к самому процессу познания. Развитие памяти и внимания. Ребенку в школе понадобятся навыки общения со сверстниками и с незнакомыми взрослыми. Самостоятельность и ответственность.

Процесс подготовки ребенка к школьному обучению — комплексный и всесторонний. Будьте уверены в себе и в ребенке. И тогда вы все сделаете правильно, а ваш малыш будет успешным и счастливым и вы научите вашего ребенка любить читать.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © www.lovetobemum.ru 2017. Все права защищены. Копирование разрешается только с указанием активной ссылки на правообладателя.

Соглашение на обработку персональных данных